Четверг, 26.11.2020, 05:00
Приветствую Вас Гость | RSS

МОУ "СОШ" п. Аджером

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 88
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

История школы

Видеролики, посвящённые 70-летию школы, смотри здесь.

История появления школы в поселке неразрывно связана с историей самого поселка. В 1932 году был открыт Северный комбинат УИТУ, позже называвшийся Пезмогским. Первая партия «лишенных свободы» прибыла в последние осенние дни перед ледоставом. Их было 150 человек, совсем обессилевших от длинной и трудной дороги. В 1933 году после открытия судоходства партии «лишенных свободы» стали прибывать в больших количествах, и к осени этого же года их было уже более 1,5 тысяч. Местечко Пезмог, как тогда его называли, был центром всего Локчимлага, так как здесь проживало начальство. До 1940 года на топографических картах не было отмечено месторасположение нашего поселка. До 1956 года оно называлось «местечко Пезмог», и лишь в 1956 году его занесли на карты под названием поселок Пезмог, а 13 октября 1979 года переименовали в п. Аджером.

Силами заключенных Локчимлага в местечке Пезмог была построена больница районного масштаба (1937 г), первый большой двухэтажный клуб (1937 г), пекарня, швейная и сапожная мастерские, аэродром, который имел в своем распоряжении 4 самолета и 1 глиссер.

Летом 1939 года началось строительство школы, которое велось быстрыми темпами: рабочей силы хватало, материала для строительства тоже. На комбинате была своя пилорама, на которой пилили весь материал для постройки школы, в том числе брус, из которого возвели школу. Школу возвели за неполных 2 месяца и в начале сентября этого же года она начала свою работу. Большое двухэтажное здание с печным отоплением, со светлыми широкими коридорами, просторными классами с высокими потолками приняло в начале сентября 1939 года 178 учеников. До возведения школы в местечке Пезмог дети ходили учиться в Важкурскую НСШ.

 

 

Во время строительства школы и до 8 октября 1939 года директором школы была Жеребцова А.М., пожилая женщина. Сложный многонациональный контингент учащихся, дети, побывавшие со своими родителями во всех точках России, долго не давал установить в школе хорошей дисциплины. С началом II Мировой войны многих учителей-мужчин взяли в армию, в школы требовалось новое пополнение. Указом ВЦИК расформировывали целые курсы институтов и отправляли студентов на длительную практику по школам. Так по путевке Обкома комсомола после окончания I курса Сыктывкарского учительского института исторического факультета в школу к нам был назначен новый директор – Шемякин Николай Васильевич, 23 лет, который по приказу Корткеросского РОНО приступил к работе 22 октября 1939 года. С его приходом в школе установилась хорошая дисциплина. Никто из учеников не смел портить школьное имущество.

Шемякин Н.В. преподавал историю, и по воспоминаниям выпускников на его уроках всегда было интересно, но в то же время была и очень строгая дисциплина.  

Шефами школы было Управление Локчимлага в лице начальника политотдела Цапалина Павла Ивановича, который быстро реагировал на все просьбы директора школы. С его помощью в школу завезли новые наглядные пособия, привезенные из Москвы специальным рейсом на одноместном самолете. Когда в школе осели 3 печные трубы и 6 классов остались без тепла, Цапалин П.И. отправил ремонтную бригаду из числа заключенных, и к утру все печки были отремонтированы, а в классах – тепло. При Управлении Локчимлага был свой производственно-хозяйственный участок, на котором выращивали различные культуры, держали скот. Продукты поступали в школьный буфет, в котором всегда были горячий чай, кофе, молоко, котлеты, выпечка. Первый Новогодний вечер в школе прошел как в сказке. По просьбе директора в школу были завезены елочные игрушки, украшения для зала, привезена елка. Для детей были приготовлены кульки, подарки. В довершение всего из числа заключенных под конвоем был доставлен оркестр музыкантов. Надо сказать, что среди заключенных в лагере было много классных специалистов. Одним из них был Клерман, музыкант-скрипач, который вел в школе музыкально-хореографический кружок. Под его руководством ребята готовили концерты, выезжали с ними в с. Пезмог, с. Корткерос. Начальные классы в первые годы существования школы были совмещенными. 1 и 2 класс вела Петропавловская Анна Константиновна, которую после I полугодия заменила Никитина Юлия Ивановна .В классе было всего 20 человек: 17 первоклассников и 3 второклассника. 3 и 4 классы вела Шабалина Александра Ильинична: 17 третьеклассников и 7 учащихся 4 класса. На 10 сентября 1939 года в школе было 72 пятиклассника, которых разделили на 2 параллельных класса. В 5-а классе классным руководителем была Карманова Александра Ивановна, учитель коми языка и литературы, в 5-б – Тюрина Вера Алексеевна, учитель русского языка и литературы, пения. 6 класс самый большой по школе – 40 человек – классный руководитель Таскаев Василий Михайлович, учитель математики, физики, физкультуры. В 7 классе классным руководителем была Щербакова Антонина Николаевна, завуч школы и учитель географии. В январе 1940 года в школу приехала учительница иностранного (немецкого) языка Пушкина Ивона Фридриховна. Это первые учителя школы, которые работали в год становления школы.

С первых дней существования школы в ней действовала и вечерняя школа, в которой обучались в основном взрослые заключенные лагеря. Класс был сборный – 8-9-10, программу составляли учителя, они же принимали экзамены. В этом же году в школе начала свою деятельность пионерская организация, которую возглавляла учитель начальных классов Никитина Ю.И. Была и комсомольская организация, совмещавшая в своей деятельности учительский и ученический коллективы. В школе хорошая спортивная база. Работали спортивные секции: лыжи, коньки. На озере возле поселка был свой каток. Завхозом школы был замечательный человек широкой души Добровольский Сергей Павлович. Каждое утро обходил он классы, всегда знал, кто дежурит по школе. Это по его настоятельной просьбе летом 1940 года вся школа работала на заготовке дров, а после их продажи купили лошадь. Она была необходима для хозяйственных нужд: вывозке дров, подвозе продуктов питания и т.д. С первых дней работы школы остро встал вопрос: на каком языке обучать детей. Обязательным по тем временам было преподавание на коми языке, но в школе основной контингент учащихся – русские дети начальства Локчимлага, репрессированных и ссыльных. Обучать на коми языке – значит вызвать недовольство шефов, русские дети не желают посещать школу. Если учить на русском языке – в школу не придут сельские дети. Выход нашли довольно простой – стали вести дополнительно 2 часа коми языка для сельских ребят. Позже стали делить классы на параллели: коми и русские. Появились «лишние» классы, а финансирование оставалось прежним. Это вносило дополнительные трудности в учебный процесс.

С учительскими кадрами особых проблем не было. Действовали учительские курсы, по окончании которых молодые специалисты приезжали в школы. Многие были из числа репрессированных. Школа пополнялась педагогическими кадрами в любой месяц учебного года. Основная масса учителей поступала на заочное обучение в Сыктывкарский учительский институт. Успеваемость в школе была хорошая. По итогам I полугодия 1940-1941 учебного года за высокие показатели в учебной и воспитательной работе директор школы Шемякин Н.В. был награжден премией в 500 рублей, а учителя школы – 1000 рублями на всех. С теплом вспоминают ученики первых лет - Полетаева Алексея Андреевича, учителя математики, химии (погиб на фронте в годы ВО войны); - Смирнова Александра Ивановича, учителя физики, математики, физкультуры; - Щербакову Антонину Николаевну, учителя географии, биологии, сельскохозяйственного труда, завуча школы; - Кижаеву Евгению Владимировну, учителя истории, позже завуча школы.

К концу 1940 года заключенных из Локчимлага стали переводить в более северные районы республики. Остались в местечке Пезмог спецпереселенцы и небольшое количество заключенных, проживавших в местечке Агробаза. Материальное положение школы заметно ухудшилось, не было теперь шефов, которые могли прийти на помощь в любой момент. Однако школа жила своей жизнью.

 

 

С началом ВО войны положение стало еще более тяжелым. Приходилось не только обучать детей, но и работать вместе с ними после уроков и в дни летних каникул. Отпусков практически не было. Во время осенних уборочных работ школа работала с 9 до 13 часов, а с 13 до 18 часов – помогала колхозам «Ордым» и «Кыа» в уборке урожая. Самые младшие учащиеся школы занимались в это время сбором ягод и лекарственного сырья. Каждый день классный руководитель к 19 часам давал отчет директору о количестве собранного урожая, о пропусках учащихся. Директор отчитывался перед РОНО каждые 5 дней. Летом 1942 года по приказу № 395 по Корткеросскому РОНО от 17 июня была проведена мобилизация на сельскохозяйственные работы в колхозы и МТС с выплатой 50% среднемесячной заработной платы учителей: Тюриной В.А., Кижаевой Е.В., Телегиной Р.К. Учащиеся школы все лето под руководством педагогов работали в колхозах, на сборе грибов, ягод, лекарственного сырья, заготовке дров для отопления школы. Лучших учащихся в то тяжелое время поощряли. Так, приказом № 45 от 6 декабря 1942 года по Корткеросскому РОНО из числа учащихся Пезмогской НСШ были награждены: - Турьева Анна, ученица 6 класса – 100 рублями; - Игушева Валентина, ученица 3 класса – 90 рублями; - Полякова Инна, ученица 5 класса – 100 рублями; - Синайский Юра, ученик 4 класса – 50 рублями; - Юшков Александр, ученик 6 класса – 100 рублями; - Голышева Мария – новым пальто; - Киселева Анна – новым пальто. В школе ввели обязательные занятия по строевой и лыжной подготовке, обязательную физическую зарядку до занятий в течение 10-15 минут. Приказом № 5 от 10 февраля 1943 года по Пезмогской НСШ предписывалось: «Во исполнение тренировочного минимума на лыжах (юношам пройти не менее 100 км, девушкам 60 км) приказываем: всем учащимся с I по VII класс с 11 февраля приходить в школу и уходить из школы только на лыжах. За выполнением данного приказа следить всем преподавателям школы, а также пионерской и комсомольской организациям». В уборке урожая приходилось помогать колхозам даже поздней осенью. На основании телеграммы секретаря Корткеросского Райкома ВКП(б) и Заведующего РОНО по оказании помощи колхозам в период с 18 октября по 22 октября 1943 года по школе вышел приказ за № 27 от 18 октября 1943 года, в котором предписывалось за данный период собрать колосьев Пезмогской НСШ 2000 кг, каждому учащемуся V –VII классов по 25 кг колосьев, или по 5 кг в день; учащимся II –IV классов – 15 кг, или по 3 кг в день.

В сентябре 1941 года Шемякин Н.В. был призван в ряды РККА, пост директора в школе занял Смирнов А.И., которого в марте 1942 года перевели на работу заведующим Корткеросского РОНО. Директором школы была назначена Синайская Мария Алексеевна, которая проработала на этом посту до 1958 года. Сельские ребята ходили в школу пешком, зимой – на лыжах по заснеженным тропинкам через поле и лес. Приходилось выходить из дому в 7 часов утра, чтобы успеть к первому уроку. Полуголодные и полураздетые, они шли в школу, которая встречала их приветливо своими большими окнами, протопленными печами. Однако тепло быстро выдувалось, зачастую сидели на уроках в пальто. Бывали случаи, когда пришедшим в школу сельским ребятам приходилось идти обратно домой, так как в школе не учили из-за холода в помещении школы. Писали в военные годы вместо тетрадей на старых книгах, брошюрах, бланках агитатора. На партах стояли чернильницы-непроливайки, в которых чернила нередко замерзали. Приходилось держать их за пазухой. Электрооборудования в школе не было, и в зимние дни классы освещались керосиновыми лампами, которые ставили через парту. Несмотря на все трудности в школе работали замечательные учителя. Среди них – директор школы – Синайская Мария Алексеевна, строгая и требовательная, справедливая. Ученики любили ее за порядочность и трудолюбие, к каждому она находила индивидуальный подход, знания (по воспоминаниям выпускников) оценивала справедливо. Много километров пришлось ей пройти пешком на своих больных ногах до села Пезмог и обратно, чтобы добиться от сельского совета для школы необходимого материала, чтобы договориться с председателями колхозов о работе на полях учащихся школы, чтобы посетить семьи и поговорить с родителями учеников. В то же время она была секретарем объединенной партийной организации и депутатом сельского совета, вела большую общественную работу. При Марии Алексеевне в годы войны были вскопаны огороды вокруг школы и вдоль аэродрома. С теплом вспоминают выпускники военной и послевоенной поры: - Карманову Александру Ивановну, учителя коми языка и литературы, которая проработала в школе 15 лет; - Юранева Ивана Степановича, учителя физики и математики; - Пургину Илларию Гаевну, учителя химии и биологии. Учителей было немного, и жили они в «учительском» доме напротив школы. Несмотря на тяжелое материальное положение, на голод и холод в школе работали кружки, учащиеся ставили концерты и с ними выезжали в с. Пезмог.

После окончания ВО войны в поселке открылся детский дом. В 1949 году сюда перевели Помоздинский детский дом и вместе с детьми приехали многие учителя, с собой привезли и мебель: парты, шкафы, столы. В то же время привезли и детей-сирот из Койгородка, и еще с 3-х районов. В 1951 году перевели детей из детского дома Расью, а также часть имущества, в том числе две лошади. Количество учащихся в классах заметно увеличилось, в них было по 40 человек и больше. В 1952 году школа получила статус средней школы. Первый выпуск учащихся средней школы был в 1955 году. Наполняемость I – VII классов была большой, а в старших классах количество учащихся резко уменьшилось, потому что обучение в VIII – X классах было платное – 150 рублей, которые надо было заплатить к сентябрю, да и за пользование учебниками их фонда школьной библиотеки в старших классах приходилось платить. Для отопления школы заготавливали дрова своими силами. У каждого ученика школы была своя норма: для V –VII классов – 1,5 кубометра дров, для VIII –X классов - 2,2 кубометра. Заготавливали дрова вместе с учителями летом, которым давали отпуск только после выполнения «школьной» нормы. В конце августа после отпусков учителя отмывали школу от копоти. Печки почти всегда дымили, поэтому их сильно не топили. Весной старшеклассники после уроков работали в подсобном хозяйстве Агробазы: вывозили навоз, делали торфоперегнойные горшки, сеяли рожь, пшеницу, а осенью жали и вязали снопы, дергали лен. Классы были большие, многие учились слабо, поэтому отсев из школы был в любое время учебного года. Никого не тянули, не уговаривали. Часть тех, кто ушел из школы, поступала на учебу в ФЗО, где давали профессии столяра-плотника, а тем, кто не закончил 7 классов – кузнеца. После ликвидации Локчимлага на основе материальной базы было открыто РУ-2, которое готовило трактористов, машинистов, слесарей. В местечке Пезмог было, куда приложить руки, получить специальность, найти работу. Требования к учебе были строгие. Оставляли на повторный курс даже с одной «2». Экзамены сдавали каждый год, начиная с 4 класса: русский язык устно и письменно, математика устно и письменно.

В 1952 году после окончания Сыктывкарского учительского института в школу пришел выпускник 1944 года Пезмогской НСШ Синайский Игорь Борисович, учитель истории. С его приходом жизнь в школе стала намного интереснее. Он прекрасно играл на разных музыкальных инструментах, в том числе и на баяне, вел кружок художественной самодеятельности, проводил репетиции хора, которых в школе было два: учительский и ученический. Творческий коллектив школы не раз занимал призовые места на районных смотрах художественной самодеятельности. Ни один школьный вечер не проходил без него. Позже он стал директором школы, заменив свою мать. Это при нем школа была обшита вагонкой, а внутренние помещения оштукатурены и побелены.

В 1957 году в школу приехал Чукичев Алексей Филиппович, участник ВО войны, ставший Учителем с большой буквы. Всю свою жизнь он отдал школе, воспитанию детей. Поселок стал для него, уроженца Усть-Вымского района, второй Родиной. Три поколения села и поселка хранят память о нем, как о мудром директоре, добром человеке и учителе. Для многих выпускников он остался в памяти, как учитель всей жизни. Его главный завет: «В каждом человеке надо видеть что-то хорошее».

 

 

 

25 лет он был директором школы, умел работать с коллективом и с учительским, и с ученическим, очень любил детей. По воспоминаниям выпускников уроки литературы он проводил очень интересно, рассказывая о войне, о случаях, которые происходили с ним и его боевыми товарищами.При Алексее Филипповиче в школе появилась первая машина – ЗИС-5, а затем ГАЗ 335 ХШ. Необходимость в лошадях отпала. Учащихся в школе было много, помещений не хватало, взялись за строительство «маленькой» школы. Учащиеся школы помогали в строительстве: возили с Северного поля на автомашине камни под фундамент. Руководил работой Чукичев А.Ф. С ним все школьники шли на любое дело с интересом и огромным энтузиазмом, без задора и шутки он жить не мог. В те годы в школе работало много прекрасных учителей. - Плоскова Екатерина Алексеевна, учитель начальных классов – добрая, терпеливая, знающая много шуток, поговорок на школьную тему, заботливая мама, проработавшая в школе 21 год. - Изъюрова Галина Николаевна, учитель географии, 12 лет была завучем школы, всегда аккуратная, опрятная и строгая. - Туркин Николай Александрович, учитель истории, который заразил школу «шахматной» болезнью. Десять раз подряд учащиеся выигрывали первенство района по шахматам, участвовали в республиканских и зональных соревнованиях. - Синайская Вера Ивановна, учитель химии и биологии, которая много сил положила на расширение пришкольного участка, где проводились опыты и эксперименты по выращиванию растений, где собирали неплохой урожай овощей и ягод. Благодаря её настойчивости и упорству на пришкольном участке появились теплицы. 

Да разве можно перечислить всех, кто в разные годы работал в стенах школы! У каждого выпускника был в жизни свой учитель, человек, оставивший свой след на всю жизнь.

В начале сентября 1978 года здание школы полностью было уничтожено пожаром. Начались новые трудности: не было своего здания, приходилось учиться в разных концах поселка, в неприспособленных зданиях. Не хватало мебели, не было элементарных условий для обучения.

В 1980 году школа получила бывшее здание ГПТУ-2. С новыми надеждами, энтузиазмом взялись учителя создавать кабинеты, учебные мастерские. Но в 1984 году – снова пожар, новые лишения. Здание было восстановлено быстро, за один год (сгорел только второй этаж). Немало было проведено субботников и воскресников среди учителей, родителей и учащихся. Началась большая работа по осуществлению Реформы школы: улучшилась база трудового и профессионального обучения, совхоз «Пезмогский» выделил школе новый трактор, помог в создании кабинета машиноведения. В 1987 году школа перешла на профессиональное обучение с 7-го класса. С 1985 года школа одной из первых в районе перешла на обучение детей 6-летнего возраста, первым учителем малышей стала Торопова Людмила Михайловна. Работа в школе кипела, однако выполнять государственный заказ по подготовке учащихся к жизни становилось все труднее: устаревшая материальная база, отсутствие столовой, спортивного зала. Все с нетерпением ждали новую школу.

Наша новая школа

И вот 1 сентября 1988 года. Жители поселка Аджером и села Пезмог получили новое современное здание на 392 места, с современным оборудованием, кабинетами, спортивным и актовым залами. Только оборудования и мебели в школу было поставлено на 163 тысячи рублей. Строили школу всем миром. Все лето звенели здесь детские голоса, а с декабря 1987 года все занятия общественно-полезного труда были перенесены на стройплощадку. За 4 месяца были оборудованы и оформлены кабинеты. Школа стала притягательным местом, как бы центром поселка.  

В год открытия новой современной школы, в 1988 году,  в школе обучались  221 учащихся , из них 55 учеников проживали в с. Пезмег.  А в с. Пезмог была только начальная школа. После окончания Пезмогской начальной школы дети приезжали на учебу в п.  Аджером.

Начиная с  1994-1995 учебного  года в школе обучались дети-сироты, которые проживали и воспитывались  в детском доме при  школе –интернат п. Аджером.

Численность обучающихся из детского дома по учебным годам:

Учебный год

Количество воспитанников

 1994- 1995

6

1995 -1996

9

1996-1997

17

1997-1998

26

1998- 1999

30

1999- 2000

35

2000-2001 

38

2001-2002

40

2002-2003

45

2003- 2004

44

2004-2005

56

2005- 2006

52

2006-2007

43

За эти годы  67 детей-сирот   получили аттестат об основном общем образовании, 3- аттестат о среднем общем образовании.

В марте 2007 года детский дом был закрыт. Воспитанников отправили по разным  интернатным  учреждениям республики Коми .

 В декабре 2007 г. для подвоза обучающихся по приоритетному национальному проекту «Образование»  школа получила новый школьный автобус,  который соответствовал всем техническим параметрам. Была ,наконец-то ,решена проблема подвоза обучающихся  5-11 классов из с.Пезмог. 1 марта 2007 г.  наш старенький автобус не прошел государственный технический осмотр и не подлежал ремонту: крыша текла, проваливался пол. Начались проблемы. Автобуса не было. Дети приезжали на рейсовом автобусе, на автобусе управления образованием.  В мае 2007 г. детей возила в школу автомашина УАЗ  (буханка) Управления соцзащиты Корткеросского района  . С сентября 2007 г. по декабрь 2007 г. дети ездили на автобусах Управления образованием и коррекционной школы – интернат п. Аджером.  (фото КАВЗ)

С 1 сентября 2009 г. на учебу в школу стали ездить и учащиеся начальных классов с. Пезмег . На основании Постановления администрации муниципального района «Корткеросский» № 762 от 27 мая 2009 года «О реорганизации муниципального общеобразовательного учреждения «Начальная общеобразовательная школа» с. Пезмег» данное учреждение было присоединено  к школе.

С 1 сентября 2009 г.  учащиеся 5-9 классов « Основной  общеобразовательной  школы  с. Маджа» также стали приезжать на учебу в школу. Снова начались проблемы с автобусом. Но 14 октября 2009 г. школа получила  еще один новый автобус ПАЗ для подвоза обучающихся из с. Маджа. (фото ПАЗ)

8 июня 2011 г. было принято    постановление администрации муниципального района «Корткеросский» о реорганизации муниципального общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа» с. Маджа и муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения «Детский сад с. Маджа» путем присоединения к МОУ «СОШ» п. Аджером .

С 1 сентября 2011 г.  у школы появилось  структурное подразделение «Начальная школа- детский сад с. Маджа» .  Было  введено в эксплуатацию новое современное здание на 20/20 мест (начальная школа/детский сад) и учреждение начинает реализовывать  не только начальное, основное и среднее образование, но и дошкольное образование. Руководителем была назначена Потапова Валентина Орестовна, человек с большим опытом педагогической  и руководящей работы .   

На начало 2016-2017 учебного года в школе обучаются 163 ученика, воспитываются 18 дошколят, работают 45 сотрудников и  1 совместитель. В школу подвозятся 65 учащихся, 35 из с. Маджа, 30 из с. Пезмег.

Вход на сайт

Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей