Четверг, 26.11.2020, 04:55
Приветствую Вас Гость | RSS

МОУ "СОШ" п. Аджером

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 88
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наша школьная жизнь


Круглый стол
11.11.2012, 21:28

Тема круглого стола «Воспитание гражданственности детей и молодёжи через внеклассную и внеурочную деятельность» выбрана не случайно. Социально-экономи-ческие процессы последнего десятилетия оказали негативное влияние на об¬щественное сознание и выявили зависимость успешного решения многих жиз¬ненных проблем от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения. Поэтому национально-патриотическое или гражданско-патриотическое воспитание молодёжи становится приоритетным направлени¬ем. Достаточно сказать, что приказом Министерства образования РФ от 30 сентября 2001 г. (№ 3511) была разработана программа «Патриотическое воспита¬ние граждан». Среди образовательных стандартов вто¬рого поколения в школьном образовании выделена задача социокультурного развития учащихся - воспитание гражданских, демократических и патриотиче¬ских убеждений, освоение основных социальных практик.
Поэтому где, как не в школе или семье, уделять значимое внимание вос¬питанию гражданина, патриота. Я думаю, вы согласитесь со словами Карамзи¬на: «России не станет тогда, когда не станет последнего патриота».
А задумывался ли каждый из нас, почему проблема гражданского воспи¬тания - проблема общероссийского масштаба?

Но мы, пожалуй, смотрим на эту проблему в глобальном масштабе, а её истоки, корни часто лежат на поверхно¬сти. Мы озабочены происходящим в стране, стараемся передать наши чувства детям, но, однако, нельзя закрывать глаза на то, что происходит рядом с нами.

В стране    А в школе?
80 % старшеклассников стремятся уехать из страны    Выпускники школы не возвращаются работать в родной город
Безразличие к судьбе Родины    Безразличие к школе, одноклассникам, учителям, родителям
Забываются традиции и обычаи своего народа    Утрата семейных традиций, равнодушие к школьным тради¬циям
Не соблюдаются нормы и правила пове¬дения в обществе    Не соблюдаются правила поведения в школе
Падение культуры школьников    Не читают газеты, книги, не посещают выставки и музеи. Сквернословие, курение, мусор по школе, порча стендов
Отсутствие компетентности по вопросу гражданско-
патриотического воспитания    Не все педагоги, родители достаточно компетентны в дан¬ном вопросе, отсутствие данной темы в планах воспита¬тельной работы кл. руководителей


Гражданин начинается с малого:
■    с умения взять на себя ответственность;
■    с умения открыто высказывать свою точку зрения;
■    с умения вступиться за слабого.
Многие затрудняются дать определения трём понятиям: гражданин, граж-данственность, гражданская активность. Мы не будем обращаться к словарям и учебным пособиям, а будем обращаться к тому, что находится непосредственно рядом с нами.
Гражданственность - умение беречь свою страну, землю, заботливо от¬носиться ко всему, что составляет её часть.
Гражданская активность - умение активно участвовать в делах, приносящих благо своей стране, людям.

Содержание гражданского образования включается в ряд школьных дисциплин начальной, основной и средней (полной) школы.
Курс начальной школы «Окружающий мир» знакомит младших школьников с бытом и культурой народов, населяющих Россию, важнейшими событиями истории Российского государства.
Уроки русского языка и литературного чтения содержат богатый материал из литературного наследия нашей страны.
В основной и средней школе содержание гражданского образования реализуется во всех учебных курсах, и в первую очередь в дисциплинах гуманитарного и естественнонаучного циклов.
Интегрированный характер курса «Обществознание» позволяет учащимся усвоить гражданское образование как систему знаний об окружающем мире, заключающую в себя основы политологии, социологии, юриспруденции, культуроологии и других дисциплин.
Большой потенциал гражданского образования содержат предметы гуманитарного цикла. Изучаемые на уроке литературы произведения выступают в качестве источника знаний о добре и зле, жизни и смерти, нравственном выборе и способствуют формированию важнейших нравственных понятий и ценностей.
В ходе изучения истории у учащиеся формируются представления о духовном развитии человека, о личности в условиях различных цивилизаций.
При изучении иностранного языка школьники получают общие сведения  э стране языка, который они изучают, о её национальной культуре и вкладе в  мировую культуру.
Предметы естественно-научного цикла акцентируют внимание на взаимодействии и взаимозависимости природных, социальных и экономических аспектов жизни общества. Экологическая составляющая предметов «Химия», «География», «Биология», формирует у школьников чувство ответственности  за сохранение окружающей среды, готовность активно участвовать в решении  экологических проблем.
Усвоение ценности сохранения здоровья, безопасности в жизни общества и  человека, защита Отечества, правовые аспекты безопасности жизнедеятельности осуществляется на занятиях «Основы безопасности жизнедеятельности».
На уроках физической культуры демонстрируется роль физической  культуры и здорового образа жизни в развитии личности, здоровье рассматривается как ценность.
Одним из непременных условий гражданского образования и воспитания
является построение системы школьного образования на демократической
основе. Основными элементами демократического уклада является создание в
школе среды взаимоуважения, взаимной ответственности всех участников образовательного процесса, конструктивного диалога и согласования интересов групп участников школьной жизни, включая родителей и общественность.
Гражданское образование и воспитание в общеобразовательной школе включает в себя три возрастные ступени, каждая из которых имеет свои ме¬тодологические особенности.
В начальной школе ведущей формой деятельности по патриотическому  воспитанию является игровая, знания учащихся об окружающим мире носят ознакомительный характер.
Вторая ступень, основная школа, продолжает формировать систему Iценностей подростка. Учащиеся вовлекаются в общественно-полезную деятельность, из их числа назначаются ответственные за мероприятия. Тем самым ученики получают возможность для построения разнообразных отношений со сверстниками и обеспечивают признание взрослых. Обязанности родителей, активный образ жизни, причастность к делам общества, могут способствовать формированию у подростков гражданского идеала.
На третьей ступени, в средней полной школе, определяется граждан¬ская позиция человека, его социально-политическая ориентация. Этому возрас¬ту свойственны стремление к самостоятельности поступков, независимости су¬ждений, нетерпимость к мнениям и обратные процессы - замкнутость, конфор¬мизм. Педагогическая деятельность по патриотическому воспитанию базируется на доверии, сотрудничестве и ответственности учеников прежде всего nepeд классным коллективом, который коллегиально определяет направления дея¬тельности и ответственных за неё.

Гражданственное воспитание в нашей школе, являясь одним из направ¬лений воспитательной работы, представляет собой организованный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику учащихся.
Система гражданственного воспитания представлена следующими направлениями:
■    патриотизм, гражданственность, задачей которого является воспитание любви к родной школе, к отчему краю, к формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины;
■    нравственность, духовность как основа личности – формирование гуманистических отношений к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям, освоение, усвоение и присвоение этих ценностей;
■    здоровье, задачей направления является формирование стремления к здоровому образу жизни, осознание здоровья как одной из главных жизненных ценностей;
■    саморазвитие – формирование самосознания, становление активной жизненной позиции, формирование потребности к самосовершенствованию и саморазвитию, способности адаптироваться в окружающем мире.

По всем этим направлениям в школе регулярно проводятся внеклассные мероприятия, приуроченные как к календарным датам, так и ставшими традиционными.

В начале учебного года проходит праздник «День знаний». Обычно в этот день, как и во всех школах района, проводится праздничная общешкольная линейка, единый урок на определённую тематику, а также классные часы. Ежегодно силами учащихся 11 класса обязательно в актовом зале школы проводится Посвящение в 1-классники, где в игровой форе малыши знакомятся с правилами школьной жизни, правилами поведения в классе, знакомятся со своими одноклассниками, проверяют свои знания и умения.

В октябре празднуется День учителя. Проводится:
•    день самоуправления силами учащихся 11 класса;
•    концерт, посвящённый Учителю;
•    КВН, спортивные соревнования, конкурсные программы с участием команд учителей и учащихся.

День пожилого человека. Классные коллективы или их выборные члены ходят к ветеранам ВОВ, труженикам тыла с поздравлениями. Нередко за чашкой чая пожилые люди рассказывают учащимся о своей тяжёлой жизни.

Стало доброй традицией в начале первой четверти проводить Посвящение в 10-классники. Во время подготовки к этому мероприятию учащимся приходится вспомнить материал по истории школы, свои классные и школьные традиции, ближе познакомиться с учителями, а также учащимися 4 класса. Большую помощь в проведении этого мероприятия оказывают учащиеся 11 класса.

12 декабря – день памяти бывшего директора школы с 20-летним стажем А.Ф. Чукичева. В этот день проводится единые пятиминутки на уроках, на которых учителя рассказывают о нём, какой вклад был внесён им как завучем, а потом директором, для обучающихся и их родителей.

Зарница – основная и обязательная форма внеклассной работы по гражданскому воспитанию. Дать молодёжи ещё до призыва в ряды вооружённых сил необходимые знания, привить практические навыки, которые окажут пользу будущему солдату – вот основные задачи проведения Зарницы. В течение года Зарница проводится два раза: осенью, в сентябре, и весной, в мае. Осенняя Зарница проводится около школы, трасса готовится заранее. Команды классов выходят на этапы по очереди. Учитывается массовость, скорость и правильность прохождения этапов. Весной Зарницу совмещаем с общим походом на природу. Идём от посёлка в районе 1,5 – 2 км, на привале каждый класс разбивает бивак, готовит костёр, варит себе обед. Команда каждого класса выходит на этапы и выполняет все задания. Учитывается скорость и правильность прохождения этапов, а также кулинарные способности класса.

Декада военно-патриотического воспитания проводится в феврале. Она включает в себя:
- Проведение бесед и внеклассных мероприятий классными руководителями и учителями-предметниками, привлечение к проведению бесед и мероприятий родителей, общественные организации на темы военно-патриотического воспитания учащихся.
- Подготовка и участие в общешкольных мероприятиях:
•    смотре-конкурсе «Аты-баты, шли солдаты» учащихся 1-11 классов;
•    конкурсе «А ну-ка, парни!» для юношей 8 – 11 классов;
•    соревнованиях по пулевой стрельбе из пневматической винтовки для учащихся 5 – 11 классов;
•     военно-спортивная эстафета для мальчиков 1 -4 и 5 – 7 классов;
•     лыжных соревнований для учащихся 1 – 4 классов.

День Государственной символики России и РК.
Название мероприятия    Форма проведения мероприятия    Участники мероприятий    Дата проведения
Размещение государственных символов России и республики Коми на информационном стенде «Россия – родина моя»            в течение года
Размещение государственных символов России и республики Коми на  стенах актового зала            в течение года
День государственной символики России    классные часы,
конкурсы, викторины, беседы на уроках    1 – 11 классы    12 декабря
День государственной символики Республики Коми    классные часы,
конкурсы, викторины, беседы на уроках    1 – 11 классы    17 февраля
Использование государственной символики РФ и РК на торжественных мероприятиях        1 – 11 классы    в течение года
Изучение текста и музыки государственного гимна РФ и РК на уроках на уроках музыки, истории, ИЗО, коми государственного языка    уроки    1 – 9 классы    в течение года
Обзор серии книг, посвящённых истории государственных символов РФ    выставка литературы    1 – 11 классы    декабрь
Выставка энциклопедической и справочной литературе по государственной символике РФ и РК    выставка литературы    1 – 11 классы    февраль
Конкурс среди учащихся на знание истории государственной символики    викторина, конкурс, игровая программа    3 – 8 классы    декабрь
февраль


Весёлые спортивные праздники проходят в течение учебного года по общешкольному плану работы, но бывают часто и внеплановые по просьбе учащихся и при непосредственной подготовке их Советом старшеклассников.

Неделя правовых знаний.

Здоров будешь – всё добудешь!
В век технического прогресса и завоевания космоса, в эпоху рыночных отношений, как вы думаете, что для нас важнее всего? Конечно же, здоровье! Здоровье человека – это главная ценность в жизни. Его не купишь ни за какие деньги. Будучи больным, мы не сможем воплотить в жизнь свои мечты, не сможем отдать свои силы на созидание, на преодоление жизненных задач, не сможем полностью реализоваться в современном мире. Поэтому девизом  игры мы взяли народную поговорку: «Здоров будешь – всё добудешь!».

С появлением нового автобуса по национальному проекту «Образование» стали возможны поездки в г. Сыктывкар. Одним из притягательных мест для наших учащихся стал спортивный центр «Скала».

 Вахта Памяти.
Основные этапы:
1.    Проведение бесед и внеклассных мероприятий, привлечение к  их проведению родителей, общественные организации на темы военно-патриотического воспитания учащихся.
2.    Проведение операции «Чистая территория».
3.    Проведение конкурса инсценированной песни, концерта для ветеранов и обучающихся.
4.    Организация обучающихся в мероприятиях сельского поселения: кросс, велопробег, митинга.
5.    Организация поздравления ветеранов ВОВ и тружеников тыла накануне Дня Победы, вручение символических подарков и сувениров, изготовленных силами учащихся.
6.    Изготовление и возложение «Гирлянд Славы» к Камню-памятнику и у мемориальной доски на местном кладбище.
7.    Организация мероприятий на местном кладбище на могилах бывших директоров школ: Игоря Синайского и Алексея Филипповича Чукичева.
8.    Организация выставок в школьной библиотеке.

Юбилей школы. В сентябре этого наша школа отметила свой 70-летний юбилей. Праздничные мероприятия будут проведены в конце января 2010 года. В рамках подготовки к ним в школе создан и работает Организационный совет. В прошлом учебном году был проведён детский конкурс проектных работ «Наша школьная территория», который был направлен на повышение социальной активности обучающихся, формирование гражданской позиции, позитивного мироощущения подрастающего поколения. Конкурс проводился по номинациям:
•    Цветник
•    Спортивная площадка
•    Зона отдыха
•    Огород
•    Внутренний дворик

Ежегодно обучающиеся школы участвуют в районных соревнованиях среди допризывной молодёжи в рамках Дня призывника и занимают призовые места. В конце года 10-е классы проходят военную подготовку на пятидневных сборах. Каждый месяц учитель физкультуры проводят спортивные соревнования с участием детей, иногда и родителей и учителей.
На каникулах работают секции «Волейбол», «Баскетбол» и стрелковый тир, организованы занятия другими видами спортивных игр.

Активизируется в школе работа с родителями и вовлечение их в учебно-воспитательный процесс – это одна из главных задач развития гражданственности обучающихся. Самыми главными направлениями для решения этой задачи является проведение дней открытых дверей, ставший традиционным конкурс «Семья года», применение различных форм общешкольных родительских собраний.

Ежегодно подводятся промежуточные итоги по воспитанию гражданственности обучающихся через внеклассную и внеурочную деятельность.
Отмечаются положительные сдвиги:
    активное участие в делах школы и класса большинства обучающихся – почти 100 %;
    вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс школы – увеличение на     15  %;
    рост оценки воспитанности обучающихся – с 3,4 до 3, 8 баллов.

В перспективе будет проводиться оценка эффективности гражданского воспитания обучающихся с целью выявления дальнейшего направления в  данной работе.



Категория: Не только школа | Добавил: директор
Просмотров: 820 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт

Поиск